Обитель Благовещения > Наш монастырь

24 ноября 2011

 
Обитель Благовещения что в Бортничах г. Киева

Свято-Благовещенская, Пресвятой Богородицы обитель, что в Бортничах города Киева

 
                                       В Храме Христа Спасителя прошел прием по случаю 65-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви                                           Митрополит Киевский Владимир все еще в реанимации в тяжелом состоянии, но "уже ведет работу"                                           В Швейцарии подожгли католический храм                                           Очередная антихристианская акция совершена представителем властей Вьетнама                                           В Пакистане имя Иисуса Христа внесено в список слов, запрещенных в текстовых сообщениях   
 
 
 
 

Откуда есть пошла наша обитель.

На окраине Киева находится поселок Бортничи. Вообще-то это раньше был поселок, а теперь – Киев, район Киева. Такой же район-поселок, как и Дарница, как и Осокорки, и Троещина, и многие, многие другие – когда-то поселки, а теперь – киевские кварталы.
Среди Православных христиан Киева Бортничи были известны в свое время тем, что там, после войны, в небольшой церквушке служил известный, верующий и хороший батюшка – отец Леонид Соболев. В 60-ом году о. Леонид был переведен в такую же небольшую церквушку на Троещине, где, по пострижении в монашество с именем Серафим, образовал монашескую общину, а Бортничи были подзабыты… Но, видимо, благословенна Богом эта земля, - уже теперь, когда над нею плывет колокольный звон, многие люди рассказывают о бывших им много лет назад видениях и откровениях – не там, где стояла и стоит ещё теперь церковь о. Серафима, а где-то в районе кладбища видели они исходящие из земли снопы света - там, видимо, должен был возсиять свет небесноподобный.



*** *** ***



Хвалятся народы земли своими правителями, правители – властью и делами, имущие – богатством и властью, люди – знатностью рода, а и при отсутствии такового, - хотя бы предками; но не таковы чада Божии. 26 мая 2001 года у стен благословенной Оптиной пустыни отошел "в путь всея земли" человек мужественной жизни, подвига исповедничества и глубокой веры – схиархимандрит Макарий (Болотов). Но не знатностью и известностью своего рода хвалился отец Макарий, если когда и хвалился, - всегда и во всем поминал и утешался он своими старцами, своими верными и ангелоподобными путеводителями на переменчивом, опасном и сложном жизненом пути. С глубоким уважением и любовью поминал батюшка своих глинских старцев: отцов Андроника и Серафима, митрополита Тетрицкаройского Зиновия (в схиме Серафима); свою прабабушку, первую настоятельницу Шамордино схиигумению Софию (Болотову); её брата иконописца Оптиной Пустыни о. Даниила Болотова, написавшего чудную и многим теперь известную икону "Спорительница Хлебов"; и в первых, конечно же, своего почаевского старца, духовного сына и келейника преподобного отца Ионы Киевского – схиархимандрита Прохора (Дубровского).
Хотя батюшка и неохотно и редко брал под своё духовное окормление, но если уж брал, то – как говорил приснопоминаемый владыка Зиновий отцу Макарию: "Ну как, будем родня? Но мы уж так: если соединяемся, то – до гроба и – после гроба…", - отеческой любовью и небоподобной мудростию вёл свое чадо небошественным путем. Но в сем мире несть непременчивого и постоянного, - пред Богом ходим мы все, и закон был дан людям всем без исключения – и праведным и нечестивым: "Земля еси, и в землю отидеши". В числе постриженников и чад о. Прохора на Рождество Богородицы 1977 года осиротел ещё один человек.
Но, должно заметить: хотя и покидают нас наши старцы, но не остаются сиротами истинные боголюбцы. 22 июня 1993 года, в Свято-Георгиевском Ставропигиальном мужском монастыре, в мантийном постриге с наречением имени Варлаам (в честь преподобного Варлаама, игумена Киево-Печерскаго) схиархимандритом Макарием был воспринят под духовное окормление его собрат по старцу – протоиерей Александр – игумен Варлаам (Гергель).
Александр рос и воспитывался в семье с крепкими и богатыми духовными корнями – брат его дедушки, иеромонах Сергий, был пострижеником преподобного Ионы Киевского, а после кончины о. Ионы и отец Сергий и вся их семья нашли старческое окормление и утешение у о. Полихрония (такое имя имел о. Прохор до пострига в схиму). В четырнадцатилетнем возрасте схиархимандритом Прохором Александр был тайно пострижен в рясофор, с наречением имени Акакий – в честь святого мученика Акакия (день памяти 10 августа н/ст.) и, лишь спустя 27 лет, но уже от духовного сына о. Прохора была принята мантия.
Спустя несколько лет о. Варлаам из уст своего духовника услышал странное повеление: "Строй храм! Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы".
"Где строй, как строй, за что строй?" – ответы на эти, промыслительно сокрытые Господом естественные вопросы тщетно пытался найти скудный человеческий разум. "Ты, главное, строить начинай, а Матерь Божия обо всем Сама позаботится!" – так напутствовал в конце о. Макарий.



*** *** ***



На святом престоле олтаря храма Благовещения, что в Бортничах, стоит маленькая иконка. Эта икона, благословение Тиносского митрополита, – видимый ныне всеми знак святаго благословения и благоволения Пресвятой Богородицы к нашей обители и богоспасаемой бортнической земле.
Мало кто сейчас помнит и знает – а как строили обители и храмы наши святые и преподобные отцы? Как искали они волю Божию, боясь погрешить даже в видимо богоугодном деле, - ибо знали из опыта святых подвижников – часто под видом богоугодного и доброго подвига лукавый враг тщится устроить и исполнить свои коварные западни. В Киево-Печерском патерике, преподобным Нестором Летописцем сохранилось удивительное и поучительное сказание о сооружении дивной Великой Лаврской Церкви, в честь Пречистаго Успения Пресвятой Богородицы:
"…И в первую ночь молящуся преподобному Антонию, явися ему Господь глаголя: "Обрел еси благодать предо мною". Преподобный же Антоний рече: "Господи, аще обретох благодать пред Тобою, да будет по всей земли роса, а на месте, еже благоволиши освятити, да будет суша". Заутра же обретоша сухо место, идеже ныне церковь есть, а по всей земли росу. В другую же нощь такожде помолився преподобный Антоний рече: "Господи, да будет по всей земли суша, а на месте святем роса", И шедше обретоша тако. В третий же день, ставше на месте том, помолишася, преподобный же Антоний благослови место, и размериша широту его и долготу… Таже преподобный Антоний воздвиг руце на небо, рече велиим гласом, якоже древле Илия: "Послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем, и да разумеют вси людие, яко Ты еси хотяй сего". И абие спаде огнь с небесе, и пожже вся хврастия и терния, и росу полиза, и долину устрои, аки рву подобну на размереннем месте; сущии же со святыми падоша от страха яко мертвии."
В конце лета 1999 года о. Варлааму, все еще пребывавшему в раздумьях над благословением о. Макария, предложили принять участие в паломнической поездке в Иерусалим. Представьте себе состояние о. Варлаама – к недоумениям и сомнениям теперь добавлялось и уныние: даже съездить ко Гробу Господню и испросить Его свышенебесной помощи было не на что.
Но была мысль. Бог весть Святый – было ли это искушением Господа, или смиренной мольбой о знаке Его благоволения, но была мысль: "Если Господь благословит поездку к Своему Гробу, помолится и испросить милости на это дело – храму быть. И, о! – где те уста, которые безумно утверждают, что нет и не бывает чудес: удивительным и неожиданным образом в течении двух дней духовные чада и благодетели решили финансовый вопрос поездки, и вскоре теплоход с нашим паломником покинул Одесский причал.
Его путь лежал мимо Святой Горы Афон. Какое сердце монаха не ускорит свое биение при этих словах, и тем более при её виде. Но Афонской визы не было, и о том чтобы хоть сойти на эту святую землю, где каждый камешек помнит стопы Пречистой Богородительницы, нечего было и помышлять. Но снова была дерзновенная мысль: "Если Господь благословит хотя бы поцеловать эту дивную землю – храму быть!"
Что произошло с непреклонной и неумолимой полицией на Афонском пирсе, где были их глаза и уста, когда наш паломник и с ним еще несколько человек не только сошли на берег, но и совершенно безпрепятственно прошли в Свято-Пантелеимонов монастырь, приложились к его святыням и, даже не в силах сдержать духовной радости, ударили в его колокол – знают лишь Милостивый Спаситель и Его Всепречистая Матерь.
А несколько дней спустя, делегацию паломников принимал в своей резиденции Митрополит Тиносский Дорофей. По обычаю греческого гостеприимства владыка раздавал паломникам подарки: кому сувенир, кому иконки, а на его письменном столе стояла икона-покровительница острова Тиносс – Тиносская икона Благовещения Пресвятой Богородицы…
Благовещение! И на этот раз в голове промелькнула мысль: "Вот мне бы эту иконку, как благословение Самой Царицы Небесной, благословил владыка…" Но о таком необыкновенном чуде уже дерзновением было и мечтать.
…Владыка Дорофей стоял в нерешительности, задумавшись, и не зная чем же благословить киевского игумена. Его взгляд оббежал кабинет, пробежался по столу… и через мгновение благословляющая архипастырская десница протягивала Паломнику Превышеархангельское благословение Царицы Небесной на постройку обители.


- Отец Макарий, в Бортничах, под Киевом, есть возможность на небольшом участочке земли… Может… Благословите там начать строить церквушку? – спросил о. Варлаам в один из своих приездов к о. Макарию.
- Бог благословит! – расцвел в радостной улыбке старец, как будто давно именно этих слов от него и ожидал.
В конце октября того же года, из лежалых досок, где-то когда-то собраных кирпичей и всяких других подручных материалов, стал возводится, радующий теперь прихожан своей намоленой теплотой, храм в честь благословенного Благовещения; 5 февраля 2000-го уже была отслужена первая литургия, а на престоле, перед дарохранительницей, стояла маленькая, величиной с фотокарточку, иконка – благословение тиносского Митрополита.
Шло время… Спустя несколько месяцев, в конце Великого Поста, перед храмом (опять–таки по благословению о. Макария) был выкопан колодец, освященный в честь преподобномученицы Параскевы очес Целительницы; на крыше поставлен купол, а летом начался строиться братский корпус для будущей братии на 20 келий. Но среди всех этих, не всегда (в большинстве случаев) гладких дел и забот таилась мечта: Тиносское благословение Пресвятой Игумении должно радовать и утешать богомольцев.
И вот, в июле 2002 г., новая группа паломников ступила на благословенную Тиносскую землю.
…Саму Тиносскую икону Благовещения не рассмотреть – от благодарных молитвенников, в благодарение за содеянные чудеса, она вся усыпана драгоценностями, которые и закрывают её; и вот, когда киевские паломники освящали приобретенную копию, прикладывая её к оригиналу, то нескончаемый человеческий ручеёк – паломников с разных концов, без преувеличения сказать, земли, - приложившись к оригиналу, с радостным благоговением тут же подходил прикладыватся и к нашему списку, как истинному хранителю благословенной благодати.



Приложение: список святынь, хранящихся в нашем храме.


14.000 мучеников Вифлиемских частицы мощей;
Агапита Врача прп. частица мощей;
Александра Невского, благоверного Князя – частица мощей;
Александры Дивеевской преподобной - частица мощей;
Алексия Карпаторусского преподобного - частица мощей;
Алексия, Митрополита Московского - частица мощей;
Амвросия Оптинского, преподобного – частица мощей;
Амфилохия, игумена Почаевского преподобного - волосы;
Амфилохия, игумена Почаевского преподобного - епитрахиль;
Амфилохия, игумена Почаевского преподобного - схимнический параман;
Амфилохия, игумена Почаевского преподобного - частица мощей;
Амфилохия, игумена Почаевского преподобного - шапочка;
Анатолия Оптинского, преподобного - частица мощей;
Анастасии Елеонской преподобномученицы - частица мощей;
Андрея Первозванного апостола - частица мощей;
Андроника мученика - частица мощей;
Арсения Коневского преподобного - частица мощей;
Антония Оптинского, преподобного - частица мощей;
Афанасия Ковровского, святителя – частица мощей;
Варвары великомученицы - частица мощей;
Варлаама игумена Киево-Печерского, преподобного - частица мощей;
Варнавы, апостола - частица мощей;
Варсонофия Оптинского, преподобного - частица мощей;
Владимира Митрополита Киевского, священномученика - частица мощей;
Вячеслава, князя Чешского - частица мощей;
Гавриила Одесского Афонского преподобного - частица мощей;
Георгия Победоносца великомученика - частица мощей;
Георгия Хозевита, преподобного – частица мощей;
Германа преподобного Соловецкого – частица мощей;
Герасима Болдинского прп. частица мощей;
Герасима Иорданского прп. частица мощей;
Григория Чудотворца, преподобного Киево-Печерского - частица мощей;
Григория-V Константинопольского священномученика - частица мощей;
Димитрия Солунского - частица мощей;
Евфросинии Полоцкой преподобной - частица мощей;
Екатерины великомученицы - кольцо;
Елевферия святителя - частица мощей;
Елисаветы Великой Княгини, преподобномученицы - частица мощей;
Иакова Палестинского преподобного - частица мощей;
Игнатия Брянчанинова, святителя - частица мощей;
Игнатия Богоносца, Римского священномученика - частица мощей;
Иисуса Анзерского, преподобного - частица мощей;
Иллариона Оптинского, преподобного - частица мощей;
Иоанна Крестителя - частица мощей;
Иоанна Многострадального, преподобного - частица мощей;
Иоанна Постника Киево-Печерского, преподобного - частица мощей;
Иоанна Русского, новомученика – ватка с мощей;
Иоанна Рыльского, преподобного – покровец с мощей;
Иоанна Сочавского, великомученика - частица мощей;
Иоанна Шанхайского, святителя – икона с частицей облачения;
Ионы Митрополита Московского - частица мощей;
Ионы Одесского, праведного - частица мощей;
Иоасафа святителя Белгородского - частица мощей;
Иосифа Оптинского, преподобного - частица мощей;
Иосифа Монреальского, хранителя "Иверской Монреальской мvроточивой" - земля с могилки;
Иова, игумена Почаевского, преподобного - частица мощей;
Ирины мученицы Греческой - частица мощей;
Исаакия Оптинского, преподобного - частица мощей;
Исаии Чудотворца, преподобного - частица мощей;
Камень с горы Синай - частица;
Климента Римского, священномученика - частица мощей;
Космы и Дамиана, мучеников - частицы мощей;
Кукши, преподобно-исповедника Одесского - частица мощей;
Кукши, священномученика Киево-Печерского - частица мощей;
Лаврентия Черниговского, преподобного - частица мощей;
Луки, апостола и евангелиста - частица мощей;
Луки, святителя Крымского - частица мощей;
Льва Оптинского, преподобного - частица мощей;
Макария Оптинского, преподобного - частица мощей;
Марии Магдалины - частица мощей;
Марии Магдалины - частица с камня, на котором она стояла, когда Спаситель изгонял из неё седмь бесов;
Марины, великомученицы - частица мощей;
Марка, апостола и евангелиста – частица мощей;
Марка Гробокопателя, преподобного - частица мощей;
Марфы Дивеевской, преподобной - частица мощей;
Матроны Московской, блаженной - частица мощей;
Матфея, апостола и евангелиста - частица мощей;
Меркурия, преподобного Киево-Печерского - частица мощей;
Митрофана Воронежского, святителя - частица мощей;
Моисея Оптинского, преподобного - частица мощей;
Нектария Оптинского, преподобного - частица мощей;
Нестора Летописца, преподобного - частица мощей;
Никиты Переяславского, Столпника, преподобного - частица гроба;
Николая Искровского, священномученика - частица мощей;
Николая, мученика Греческого - частица мощей;
Николая, святителя Мирликийского - частица мощей;
Николы Святоши, Князя Черниговского, преподобного, Киево-Печерского - частица мощей;
Никона, игумена Киево-Печерского - частица мощей;
Олега Брянского, преподобного - частица мощей;
Онуфрия Великого, преподобного – частица мощей;
Оптинских старцев (12) – частицы мощей;
Павла, апостола – частица мощей;
Павла Послушливого, преподобного, Киево-Печерского - частица мощей;
Павла, святителя Тобольского - частица мощей;
Паисия Киево-Печерского, преподобного - частица мощей;
Пантелеимона, великомученика - частица масличного дерева, под которым было усечение главы его;
Пантелеимона, великомученика - частица мощей;
Параскевы, преподобномученицы, очес Целительницы - частица мощей;
Параскевы Пятницы, преподобномученицы - частица камня с гробницы;
Пелагии, преподобной - часть камня с гроба;
Петра, апостола - частица мощей;
Петра, Митрополита Московского - частица мощей;
Петра, новомученика Московского - частица мощей;
Пимена Постника, преподобного Киево-Печерского частица мощей;
Питирима Тамбовского, свт. – частица мощей;
Пояса Божией Матери – копия;
Пояс Пресвятой Богородицы - частица Пояса;
Пояс Пресвятой Богородицы – ватка с него;
Прова, Тараха и Андроника мчч. частицы мощей;
Рафаила мученика Греческого - частица мощей;
Романа (Медведь), пресвитера, священномученика - частица мощей;
Саввы Печерского преподобного - частица мощей;
Седми отроков Ефесских - частица мощей;
Серафима Каменского, преподобного - частица мощей;
Серафима, Саровского чудотворца - частица мощей;
Серафима, Саровского чудотворца - часть камня;
Серафима, Саровского чудотворца - часть мантии;
Серафимы Мичуринской, схимонахини - волосы;
Сергия Радонежского, преподобного - частица мощей;
Сергия Серебрянского, преподобномученика - частица мощей;
Силуана Киево-Печерского, преподобного - частица мощей;
Симона Зилота, апостола - частица мощей;
Софрония Бердского преподобного - частица мощей;
Спиридона Тримифунтского, епископа - часть камня от гроба;
Татианы мученицы - частица мощей;
Тавифы праведной - часть камня от гроба;
Тихона, святителя, Патриарха - частица мощей;
Трифона мученика - частица мощей;
Уара мученика - частица мощей;
Феодора Санаксарского, преподобного - частица мощей;
Феодосия Великого, преподобного – частица мощей;
Феодосия, святителя Черниговского - частица мощей;
Феофана Затворника, святителя - частица мощей;
Феофила Киево-Печерского (брат Иоанна Постника) преподобного - частица мощей;
Филарета Амфитеатрова святителя - частица мощей;
Филиппа, Митрополита Московского;
Частица Животворящего Древа Господня;
Частица дуба Мамврийского;
Частица камня от Гроба Господня;
Частица Ризы Господней;
Частица кустодии с Гроба Господня;
Камень с дороги Судных Врат;
Частица камня с гробницы Пресвятой Богородицы;
Частица камня с места Возненсения Христова;
Частица камня с места Преображения Христова;
Частица Пояса Божией Матери;
Частица стекла с гробницы Божией матери;
40 мчч. Севастийских - частицы мощей;
Частица камня с кровию свв. мучеников I-III вв.;
Частица древа, на котором жил святой, изгонявший бесов;
Частица виноградной лозы святого Саввы Хиландарского;
Энтрипольских мучеников - частицы мощей;
Воск с кровию (чудо у источника С. Свидовец);

© 2004-2009 Обитель “Киевский Назарет”
Киев (Бортничи), переулок Промышленный, 8.

Христианское творчество, психологи Каталог Православное Христианство.Ру